Внутренняя политика Александра II. Реформы 1860-х – 1870-х гг.

Россия в 1860–1890 гг.

Карта_Римп

Внутренняя политика Александра II. Реформы 1860-х – 1870-х гг.

Картинки по запросу александр 2

Александр II Николаевич ) — Император Всероссийский, Царь Польский и Великий князь Финляндский (1855—1881) из династии Романовых. Старший сын императорской четы Николая Павловича и Александры Фёдоровны. Вошёл в русскую историю как проводник широкомасштабных реформ. Удостоен особого эпитета в русской дореволюционной и болгарской историографии — Освободитель (в связи с отменой крепостного права по манифесту 19 февраля  1861 года и победой в Русско-турецкой войне (1877—1878) соответственно). Он не был назван современниками и историками Великим, подобно Петру или Екатерине, но реформы его осознаны и определены как Великие. По случаю коронации в августе 1856 он объявил амнистию декабристам, петрашевцам, участникам Польского восстания 1830-1831, приостановил на 3 года рекрутские наборы, в 1857 ликвидировал военные поселения. На жизнь Александра II был совершен ряд покушений (1866, 1867, 1879, 1880); убит народовольцами 1 марта 1881 года.

Александр II Освободитель

Реф_1

Подъем народного движения в 1859-1861 гг. не вылился в революцию, но именно он заставил правительство освободить крестьян, ибо, как говорил Александр II, «гораздо лучше, чтобы это произошло сверху, нежели снизу». В январе 1857 г. под предводительством императора открывается Секретный комитет для разработки проекта реформы освобождения крестьян, вскоре переименованный в Главный комитет по крестьянскому делу.

19 февраля 1861 г. одобренный Государственным советом проект «Положений о крестьянах» был подписан Александром II. В этот же день был подписан и манифест, возвещавший о реформе. Опубликован он был 5 марта. Манифест был прочитан в церквах после обедни. В Михайловском манеже Александр сам прочитал его гвардии. Так пало крепостное право

 Крестьянская реформа: отмена крепостного права

Причины проведения реформы:

  • Труд крепостных крестьян являлся малопроизводительным и не способствовал развитию аграрного сектора и экономики в целом (отсутствие рынка свободной рабочей силы, низкая покупательная способность населения …)
  • Кризис крепостнической системы хозяйствования (сокращения экспорта русского хлеба за границу; крестьянские повинности (барщина, оброк) длстигли наивысшего уровня; кризис дворянства как сословия (3,5% дворян ярлялись беспоместными, 45,9% имели менее 20 душ крепостных)
  • Военнотехническая отсталость России (продемонстрировала Крымская война)
  • Крепостное право как форма рабства осуждалась всеми слоями общества
  • Правительство опасалось стихийных крестьянских выступлений

Основные положения реформы:

  • Крестьяне получили личную свободу (без выкупа) и наделялись общегражданскими правами:

— иметь движимое и недвижимое имущество;

— заниматься торговыми операциями;

— переходить в другое сословие (мещан или купцов);

— заниматься предпринимательством;

— защищать свои права в суде;

— менять место жительства;

— поступать на службу и в учебные заведения;

— жениться без разрешения помещика;

— создавать выборные органы крестьянского самоуправления (сход).

          При этом сохранялись ограничения:

          — общинное землепользование и переделы земельных наделов:

          — сословное неравенство;

— обязанность платить подушную подать;

   — круговая порука при выплате налогов и исполнение государственных повинностей;

          — выполнение рекрутской повинности (до 1874 г.)

— подверженность телесным наказаниям по приговору волостных судов.

  • Крестьяне освобождались с землёй, т.е. с полевым наделом, размер которого в зависимости от природных и экономических условий региона России (чернозёмные, нечернозёмные, степные губернии) был разный и колебался от 3 до 12 десятин
  • Если дореформенный земельный крестьянский надел превышал пореформенный, то излишек отходил помещику (так называемые «отрезки») Они составляли 1/3 прежних крестьянских наделов. В черноземной полосе у крестьян отрезали от 26 до 40% земли; в нечерноземной — 10%. В среднем крестьянская семья получила около 7 десятин земли, что было совершенно недостаточно для ведения товарного рентабельного хозяйства.
  • Крестьяне получали землю в собственность не безвозмездно, а должны были выкупить у помещика.  20% суммы общей стоимости земли крестьянин должен был одновременно уплатить помещику. Поскольку большинство крестьян не имело средств, чтобы выплатить помещику всю причитавшуюся сумму, то деньги за них (80%) помещик получал от государства. Эти деньги считались долговыми. Крестьянам предоставлялась возможность погашать земельные долги в течение 49 лет под 6% годовых небольшими ежегодными выплатами, получившими название выкупные платежи (отменены в 1907 г.)
  • До выкупа земли крестьянин считался «временнообязанными» по отношению к помещику и должен был выполнять прежние повинности (барщину и оброк). Отменено в 1881 г.
  • Крестьяне в течение 9 лет (до 1870 г.) не могли отказаться от своего земельного надела и покинуть сельскую общину.
  • Взаимоотношения крестьян и помещиков регулировались «Уставными грамотами», в которых определялись размеры наделов и повинности
  • Спор между крестьянской общиной и помещиком урегулировали мирные посредники
  • С освобождением крестьян уходил в прошлое старый административный строй, необходимы были преобразования, имевших целью создать новую систему государственного управления. Для управления крестьянами были созданы новые органы крестьянского общественного управления: это сельский и волостной сходы.

 Итак, были освобождены 10,25 млн. ревизских душ помещичьих крестьян, которые получили 34 млн. десятин, в среднем примерно 3,4 десятины на душу. Отрезки крестьянской земли в пользу помещиков составляли в среднем 10% земельной площади, находившейся в пользовании крестьян до реформы

Реформа 1861 г. полностью обманула ожидания крестьян. Отсюда недовольство крестьян, которое обнаружилось почти повсеместно. Наибольшее число волнений приходилось на март-июль 1861 г. в 1176 имениях (более 2 тыс. селений); в 337 имениях вводились для усмирения крестьян воинские команды. В 1862–1863 гг. открытых крестьянских волнений было уже меньше: в 1862 г., по данным III отделения, — в 400 имениях, в 1863 г. — в 386.

Последствия крестьянской реформы:

  • Начало модернизации страны (процесса обновления, осовременивания отсталого, устаревшего традиционного общественного и государственного устройства в духе требований современности)
  • Формирование рынка рабочей силы.
  • Расширение потребительского рынка.
  • Развитие капиталистических отношений в сельском хозяйстве.
  • Сохранение полуфеодальных порядков (помещичья собственность на землю, крестьянская община, выкупные платежи и др.) тормозят развитие капиталистических отношений в экономике страны.
  • Формирование условий для либеральных преобразований в управлении, судебной системе, образовании.
  • Подъём либерального и революционно-демократического движений.

 Велико было нравственное значение реформы, покончившей с крепостным рабством. Его отмена проложила дорогу другим важнейшим преобразованиям. Теперь, когда все россияне стали свободными, по-новому встал вопрос о конституции. Её введение стало ближайшей целью на пути к правовому государству. Надо помнить исторические заслуги тех, кто разрабатывал реформу, кто боролся за её проведение, — Н.А. Милютина, Ю.Ф. Самарина, Я.И. Ростовцева, великого князя Константина Николаевича, К.Д. Кавелина и др. И наконец, неоспоримо велики заслуги императора Александра II в деле освобождения крестьян

После 1861 г. развитие капитализма в России шло с такой быстротой, что в несколько десятилетий Россия превратилась в капиталистическую страну, в то время как для некоторых стран Европы такое превращение заняло целые века.

Реф_2

Реф_3

Реф_4

Реф_5

Реф_6

Реф_7

Реф_8

Реф_9

В конце царствования Александра II был составлен проект создания двух органов при царе — расширение уже существующего Государственного совета (включавшего в основном крупных вельмож и чиновников) и создание «Общей комиссии» (съезда) с возможным участием представителей от земств, но в основном формировавшейся «по назначению» правительства. Речь шла не о конституционной монархии, при которой верховным органом является демократически избираемый парламент (которого в России не было и не планировалось), а о возможном ограничении самодержавной власти в пользу органов с ограниченным представительством (хотя предполагалось, что на первом этапе они будут чисто совещательными). Авторами данного «конституционного проекта» был министр внутренних дел Лорис-Меликов, который получил в конце царствования Александра II чрезвычайные полномочия, а также министр финансов Абаза и военный министр Милютин. Александр II незадолго до своей смерти утвердил этот план, но его не успели обсудить на совете министров, и на 4 (16) марта 1881 года было назначено обсуждение, с последующим вступлением в силу (которое не состоялось ввиду убийства царя).

 Несмотря на непоследовательность проведения этих реформ из-за постоянной борьбы между либералами и консерваторами, все же они способствовали быстрому развитию в России капитализма.

Запись опубликована в рубрике Россия в XIX веке (1801–1890 гг.). Добавьте в закладки постоянную ссылку.