Индустриализация.
В условиях острого социально-экономического и политического кризиса на X съезде РКП (б), проходившего 8–19 марта 1921 г., было принято решение отказаться от политики военного коммунизма и ввести в стране новую экономическую политику.
Введение НЭПа позволило выйти из экономического и социального кризиса, восстановить к середине 1920-х гг. довоенный уровень производства как в сельском хозяйстве, так и в промышленности. Но результатом НЭПа стала социальная дифференциация в городе и расслоение крестьянства. В развитии НЭПа были противоречия, приводившие к кризисам.
Причины ликвидации нэпа
1. Кризисы нэпа:
- 1923 г. – кризис сбыта;
- 1925 г. – товарный кризис;
- 1927–1928 гг. –кризис хлебозаготовок.
2. Периодическое обострение противоречий:
в экономике:
- между государственным, индивидуально-крестьянским и частным секторами экономики;
- между директивно-плановыми и рыночными началами в экономике;
в социальных отношениях:
- между социальными группами вследствие появления имущественного неравенства;
- негативное отношение к эксплуататорским элементам (нэпманам);
в политике и идеологии:
- между коммунистической идеологией и реалиями нэпа;
- между авторитарной политической системой и плюрализмом экономических отношений.
3. Внутрипартийная борьба за власть в 1920-е гг. и победа сторонников свертывания нэпа.
4. Доминирование большевистской установки о временном характере нэпа.
5. Самоизоляция советской экономики и отсутствие экономических связей с мировым сообществом.
6. Принятие решения о проведении модернизации экономики за счет
принудительного изъятия и перекачки средств из сельского хозяйства на нужды индустриализации.
Преодолеть кризис можно было двумя путями:
- Экономический план Н. И. Бухарина, А. И. Рыкова и др. предусматривал
иностранные инвестиции в советскую экономику, насыщение рынка (за счет этих средств) промышленными товарами, постепенный запуск отраслей промышленности, производящих ТНП (товары народного потребления). Но выполнение этого плана растянулось бы на многие годы и поставило СССР в зависимость от капиталистических государств. - И. В. Сталин и его сторонники предпочли проверенный в годы гражданской войны способ насильственного изъятия сельхозпродукции у крестьян.
Социалистическая модернизация в СССР
В середине 1920-х гг. разворачивается партийная дискуссия вокруг тезиса И. В. Сталина о возможности построения социализма в отдельной стране. Против тезиса Сталина выступил Л. Д. Троцкий, остававшийся сторонником мировой социалистической революции, идея которой была обоснована в трудах классиков марксизма – К. Маркса и Ф. Энгельса. В ходе партийной дискуссии большинство поддержало Сталина. Руководство страны провозглашает курс на строительство социализма («социалистическую реконструкцию»).
План строительства социализма включал в себя три составные части — индустриализацию, коллективизацию сельского хозяйства и культурную революцию.
По вопросу о темпах и способах строительства социализма среди руководителей ВКП (б) высказывались различные мнения.
- Н. И. Бухарин считал индустриализацию приоритетной, но проводить её предлагал по мере накопления средств за счёт экономии государственных расходов и увеличения доходов, в том числе от развития рыночных отношений. Он выступал за развитие различных форм кооперации в деревне, обратившись к крестьянам с лозунгом «Обогащайтесь!». Первоначально позицию Бухарина поддерживал И. В. Сталин.
- Л. Д. Троцкий был сторонником проведения ускоренной (форсированной) индустриализации и коллективизации сельского хозяйства, что поможет получить необходимые для индустриализации средства.
- И. В. Сталин в ходе внутрипартийной борьбы критиковал позицию Троцкого, но после высылки Троцкого реализовал предложенный им вариант строительства социализма в СССР.
В 1928 г. был утверждён первый пятилетний план. С этого времени экономическое развитие СССР осуществлялось в соответствии с государственными планами.
Курс на индустриализацию был провозглашён на XIV съезде ВКП (б) в 1925 г. Индустриализация проходила под лозунгом «Превратим СССР из страны, ввозящей машины, в страну, производящую машины!».
Предпосылки индустриализации: в 1928 г. страна закончила восстановительный период, достигла уровня 1913 г., но технико-экономическое отставание от западных стран сохранялось.
Необходимость индустриализации:
- экономическая – крупная промышленность определяет экономическое развитие страны в целом;
- социальная – без индустриализации невозможно развитие экономики, а следовательно, и социальной сферы: образования, здравоохранения, сферы отдыха, социального обеспечения;
- военно-политическая – без индустриализации невозможно обеспечить технико-экономическую независимость страны и ее оборонную мощь.
Условия индустриализации: до конца не устранены последствия разрухи, не налажены международные экономические связи, не хватает опытных кадров, потребность в машинах удовлетворяется за счет импорта.
Цели: - преодоление технико-экономической отсталости страны, достижение
технико-экономической независимости, - создание мощной тяжелой и оборонной промышленности,
- формирование машинно-технической базы в сельском хозяйстве для проведения коллективизации,
- превращение СССР из аграрно-индустриальной страны в индустриальную державу,
- поднятие благосостояния народа, демонстрация преимуществ социализма.
Источники: внутренние займы, выкачивание средств из деревни, прибыль от
государственной монополии на внешнюю торговлю и доходы от легкой промышленности, дешевая рабочая сила, энтузиазм трудящихся, труд заключенных.
Методы: командно-административные методы, планомерный характер
индустриализации.
Особенности индустриализации: высокие темпы, сжатые исторические сроки, акцент на развитие тяжелой промышленности в ущерб легкой, осуществление индустриализации за счет внутренних источников накопления.
Планы индустриализации в СССР
А) По мнению председателя Госплана Г. М. Кржижановского, индустриализация в СССР должна пройти четыре этапа:
1) развитие добывающей промышленности и расширение производства технических
культур в сельском хозяйстве;
2) реконструкция транспорта;
3) обеспечение правильного размещения производительных сил и общий подъем
товарности сельского хозяйства;
4) развернутый фронт энергетики.
Таким образом, индустриализация, по его мнению, должна охватывать все отрасли экономики и быть рассчитана на длительный срок.
Б) ВСНХ во главе с новым председателем В. В. Куйбышевым выделяли приоритетное развитие промышленности с упором на производство средств производства.
На XIV съезде ВКП(б) в декабре 1925 г. был сделан вывод о возможности победы социализма в одной стране и взят курс на индустриализацию.
1926 г. – начало практического осуществления индустриализации.
В декабре 1927 г. состоялся XV съезд ВКП(б), на котором были приняты директивы по составлению пятилетнего плана развития народного хозяйства 1928–1933 гг.
Первый пятилетний план был одобрен XVI партконференцией в апреле 1929 г. и окончательно утвержден V съездом Советов СССР в мае 1929 г., хотя официально его выполнение началось 1 октября 1928 г. По плану приоритет отдавался тяжелой промышленности
В декабре 1929 г. на съезде ударников Сталиным был выдвинут лозунг «пятилетку в четыре года». Летом 1930 г. на XVI съезде ВКП (б), вошедшем в историю как «съезд развернутого наступления социализма по всему фронту», форсированный вариант индустриализации был закреплен окончательно.
Итоги первой пятилетки
В годы первой пятилетки было возведено около 1500 важных промышленных
объектов. Среди них Магнитка, Сталинградский и Харьковский тракторные, Московский и Горьковский автомобильные заводы.
В 1932 г. была запущена последняя станция, предусмотренная планом ГОЭЛРО, – Днепрогэс, крупнейшая в мире. В СССР появилась быстро развивающаяся новая отрасль – энергетическая промышленность.
Открылось движение на Туркестано-Сибирской железной дороге.
На Востоке страны была создана новая мощная угольно-металлургическая база – Урало-Кузбасс.
В 1932 г. сталинским руководством было заявлено, что первая пятилетка выполнена
досрочно – за 4 года и 3 месяца. В действительности задания по первому пятилетнему плану удалось выполнить на 93,7 %.
Основная цель первой пятилетки – перевести отечественную экономику на рельсы интенсивного индустриального движения – была достигнута. СССР из страны, ввозящей промышленное оборудование, превращался в страну, производящую оборудование.
Вторая пятилетка
Второй пятилетний план развития народного хозяйства на 1933–1937 гг. был
утвержден на проходившем в январе – феврале 1934 г. XVII съезде ВКП(б), названном съездом победителей. В годы второй пятилетки был продолжен курс создания новых опорных баз индустрии на Востоке страны.
Плановые задания второй пятилетки носили более сбалансированный характер,
увеличивались средства, направляемые в легкую промышленность. Предусматривались установки на значительный рост жизненного уровня населения. Изменились методы осуществления политики индустриализации: хозрасчет, хозяйственная самостоятельность предприятий и материальная заинтересованность рабочих в увеличении производства и улучшении его качества. За многими начинаниями тех лет стоял руководитель ВСНХ, а затем наркомата тяжелой промышленности С. Орджоникидзе.
В 1935 г. в промышленности, строительстве и на транспорте внедряется сдельная
оплата труда, совершается переход на систему дифференциации труда (размер зарплаты увязывался с условиями работы, степенью ее сложности, квалификацией и стажем работников), возникает система материального стимулирования труда.
Предпринятые меры привели к стабилизации экономического положения и улучшению условий жизни:
- (1935) отменены карточки на хлеб, на мясные продукты, жиры, сахар, картофель
- (1936) ликвидируется система карточного распределения непродовольственных
товаров
Вместо лозунга первой пятилетки «Техника решает все» в годы второй пятилетки Сталин выдвигает новый: «Кадры решают все» .
В середине 1930-х гг. возникает стахановское движение.
Стахановское движение — явление времен первой индустриализации, (в 1935 году.) Стахановское движение – это разновидность рабочего соревнования, имевшее место в Советском союзе.
Началом стахановского движения, считают результат производства донецкого шахтера Алексея Стаханова, который в своё время перевыполнил норму по добыче угля в 14 раз. Случилось это в Донецкой области на шахте Центральное-Ирмино.
Стаханов и его последователи: кузнец А. Бусыгин, машинист П. Кривонос, машиностроитель И. Гудов, текстильщицы Евдокия и Мария Виноградовы – становятся национальными героями и символом своего времени.
А. Бусыгин П. Кривонос И. Гудов Е. Виноградова
Итоги второй пятилетки
- Планы развития легкой промышленности и роста благосостояния населения в
полном объеме выполнить не удалось. - Увеличение производительности труда произошло на на 82 %. (63 % по плану)
- Валовая продукция промышленности выросла в 2,2 раза.
- В строй вступило 4500 крупных предприятий. Производство нефти удалось поднять приблизительно в 1,4 раза, угля – в 2 раза, электроэнергии – в 2,7 раза, а производство проката возросло более чем в 3 раза.
- Одним из важнейших итогов второй пятилетки были успехи, достигнутые в
становлении военно-промышленного комплекса страны.
Позитивные сдвиги в развитии отечественной промышленной базы позволили
отказаться от экспорта зерна ради покупки машин и промышленного оборудования. Затраты на ввоз черных металлов снизились. В целом импорт машин в годы второй пятилетки уменьшился более чем в 10 раз по сравнению с последними годами первой пятилетки, а потребность во ввозе в страну тракторов и автомобилей отпала совсем. Задолженность по иностранным кредитам с 6300 млн руб. в 1931 г. снизилась до 400 млн руб. в 1936 г. Все эти показатели говорили об обретении страной экономической самостоятельности
Создание в СССР новых отраслей промышленности
Во вторую пятилетку (1933–1937) авиастроители имели квалифицированные кадры и опирались на мощную производственную базу. На созданных в эти годы советских
самолетах были достигнуты и побиты мировые рекорды по дальности полета, по высоте и по скорости.
Тракторостроение
В 1925 г. в Москве как отдел НАМИ был основан Научно-исследовательский
тракторный институт – НАТИ, с 1946 г. – самостоятельный институт по исследованию тракторов и их агрегатов. Массовое производство тракторов началось после образования в 20-х годах Наркомата (Министерства) тракторного и сельскохозяйственного машиностроения.
Автомобилестроение
Производство первых советских легковых автомобилей конструкции НАМИ было
начато в 1927 г. на Московском заводе «Спартак». Начало развития автомобильной промышленности в СССР относится к 1931–1932 гг., когда вступили в действие реконструированный завод АМО (позже Московский завод им. Сталина, затем им. Лихачева) и вновь построенный Горьковский автозавод им. Молотова. Уже в 1937 г. СССР по производству автомобилей вышел на четвертое место в мире, а по выпуску грузовых автомобилей опередил Англию, Францию и Германию, заняв первое место в Европе и второе в мире.
Итоги и последствия индустриализации
1) Реконструирована материально-техническая база народного хозяйства.
2) Созданы новые отрасли промышленности.
3) Достигнута экономическая независимость страны.
4) Ликвидирована безработица.
5) Сложилась административно-командная система управления.
6) Укреплена обороноспособность страны.
7) Стимулировалось экстенсивное развитие экономики.
8) Развивались внеэкономические формы принуждения.
9) Освоены новые промышленные районы на востоке страны