Социально-экономическое развитие в пореформенный период

Социально-экономическое развитие в пореформенный период. Завершение промышленного переворота. Возникновение торгово-промышленных монополий.

Картинки по запросу социально-экономическое развитие россии в конце 19 века  схема

В пореформенный период в России был начат масштабный переход к индустриальному обществу в целом того же типа, который сложился в странах Западной Европы.

Реформы 60 – 70-х гг. значительно улучшили политические и правовые условия для развития производительных сил страны и формирования капиталистических отношений.

Другим непременным условием перестройки народного хозяйства на основе рыночных отношений было создание соответствующей инфраструктуры (шоссейные и железные дороги, каналы, порты, средства связи и т.д.), от состояния которых зависит его развитие.

В 1861 г. в России насчитывалось 1,5 тыс. верст железных дорог, в 1891 — 28 тыс. верст, в 1901 г. — 58 тыс. верст. В железнодорожном строительстве России можно выделить два периода настоящего бума:

  • конец 60-х — начало 70-х годов, когда ежегодно вводилось в строй свыше 2 тыс. верст железных дорог,
  • и вторая половина 90-х годов (время промышленного подъема), когда среднегодовой прирост железнодорожной сети составлял 8 тыс. верст.

 1 ноября 1851 г. было открыто движение по железной дороге Петербург – Москва. В 60-е гг. железнодорожное строительство ускорилось. Если первая дорога строилась на казённые средства, то теперь широко привлекался частный капитал, в том числе иностранный. Центром железнодорожной сети стала Москва. Особое значение имело строительство дороги от Москвы до Нижнего Новгорода.  1 августа 1862 г. из Нижнего Новгорода в Москву ушел первый поезд. Эта дорога связала обе столицы и заграничный рынок с Нижегородской ярмаркой и Волгой. В 1869 г. вошла в строй дорога, соединившая Москву с южными хлеборобными губерниями (Москва – Рязань – Козлов – Воронеж). От Рязани линия была продолжена до Самары, а затем до Урала. Железная дорога вышла к воротам Сибири.

В начале 70-х годов центр России был связан с северными, поволжскими черноземными губерниями, с портами Черного и Балтийского морей, а Москва превратилась в крупнейший железнодорожный узел страны

В конце 70-х — начале 80-х годов началось строительство железных дорог и на окраинах Европейской России: в Закавказье, в Средней Азии и на Урале. Были проведены дороги от Перми до Екатеринбурга, от Самары до Уфы; Екатеринослав был соединен с Донбассом и Кривым Рогом.

В 1883—1888 г. были построены Закавказская и Закаспийская железные дороги. В 90-х годах железные дороги соединили центр с основными поволжскими городами, проведены линии Москва — Рига — Виндава, Вологда — Архангельск, Пермь — Котлас.

В 1891 г. началось осуществление грандиозного проекта Транссибирской магистрали. Строительство велось одновременно из Челябинска и Владивостока. К 1904 г. строительство в основном было закончено. Но бесперебойному движению по дороге препятствовал Байкал. Дорога вокруг его строилась с 1900 по 1905 г. Потребовалось соорудить 33 тоннеля. Строительство великой магистрали от Петербурга до Владивостока продолжалось без малого 80 лет. С прокладкой магистрали в истории Сибири наступил новый период. Сибирские товары получила широкий доступ на российский и мировой рынок. В Сибирь устремились тысяч переселенцев из России, приложивших все свое умение и старание к освоению этого края (в 1860-х на железных дорогах были заняты 32 тыс. рабочих, в 1890-252 тыс., а к 1900 г. — 469 тыс.).

Существенно возрос и паровой водный транспорт. Если в 1860 г. в стране насчитывалось около 400 речных пароходов, подавляющее число которых приходилось на Волжский бассейн, то в 1895 г. их было уже свыше 2,5 тыс. Речное пароходство получило развитие в бассейнах Дона, Днепра, Западной Двины, Северной Двины, Оби, Енисея, Амура. Развивалось и морское судоходство. Численность морских пароходов за 60—90-е годы возросло в 10 раз — с 51 в 1868 г. до 552 в 1896 г. В прибрежных перевозках значительную роль продолжал играть мелкий парусный флот. В 90-х годах на долю речного, морского и грузового транспорта приходилось до 30% перевозок, остальные 70% грузов перевозились по железным дорогам.

 К началу 80-х годов XIX в. в России завершился промышленный переворот. В основных сферах промышленного производства машинная техника уже вытеснила ручной труд; водяное колесо практически было заменено паровым двигателем. Паровые машины и механические станки заняли господствующее положение горнодобывающей, металлообрабатывающей и текстильной промышленности.

В первые пореформенные десятилетия русская промышленность производила в основном предметы потребления, однако, начиная с 80-х годов XIX в. растет удельный вес средств производства. В первые пореформенные десятилетия промышленный облик страны определяла легкая промышленность, ведущую роль в которой играла текстильная, сосредоточенная главным образом в Московском, Петербургском и Прибалтийском промышленных регионах. На эти регионы приходилось 75% ткацких станков, 80% мощности паровых машин и 85% рабочих всей текстильной промышленности страны. С 60-х годов бурное развитие получила, текстильная промышленность в польском городе Лодзи.

Другой важнейшей отраслью промышленности была горнодобывающая, которая в первые пореформенные десятилетия сосредотачивалась в основном на Урале.

В пореформенной России наряду с развитием традиционных отраслей промышленности возникали и новые — угольная, нефтедобывающая, химическая, машиностроение. Менялась промышленная география страны. К старым промышленным регионам — Московскому, Петербургскому, Прибалтийскому, Уралу — прибавились новые: южный угольно-металлургический (Донбасс и Южная Украина), Бакинский нефтедобывающий. Возникли крупные промышленные центры — Баку, Харьков, Екатеринослав, Юзовка, Горловка, Нарва, Лодзь.

          Наиболее быстро росла горнодобывающая промышленность. С 1860 по 1895 г. выплавка чугуна возросла с 21 млн. до 89 млн. пудов, добыча каменного угля — с 18 млн. до 556 млн. пудов, нефть с 500 тыс. до 377 млн. пудов. В производстве чугуна Урал уступал первое место Югу России. Сохранявшиеся крепостнические пережитки в уральской горной промышленности были главной причиной медленного роста производства по сравнению с более свободным капиталистическим развитием Юга России. Если в 1880 г. Юг давал всего 5% выплавлявшегося в России чугуна, а Урал — 70%, то к 1900 г. на долю Юга приходилось уже 52% выплавлявшегося чугуна, а Урала — 27%. В 1900 г. одна домна Урала давала в 8 раз меньше чугуна, чем одна домна на Юге. Энерговооруженность (по числу лошадиных сил на один завод) промышленности Юга была в 25 раз выше, чем на Урале; один рабочий на Юге производил чугуна в 6 раз больше, нежели один рабочий на Урале.

В 80—90-е годы резко возросла роль Донецкого бассейна в добыче каменного угля и Бакинского в добыче нефти. Если в 60-х годах на долю Донбасса приходилось 33% добываемого в стране угля (основная часть угля в то время добывалась в Польше, в Дом-бровском бассейне), то к 90-м годам Донбасс давал уже 70% угля.

Добыча нефти развернулась лишь в 70-х годах, но уже тогда на долю Бакинского района приходилось 74% добываемой в стране нефти. К 90-м годам доля нефти Бакинского района возросла до 95%. Первоначально в бакинской нефтедобыче ведущее место занимали представители местной национальной буржуазии (Табиевы, Нагиевы, Манташевы). К концу XIX в. их сильно потеснил иностранный капитал (главным образом английский, а также шведские промышленники Нобели).

Значительные успехи были достигнуты в отечественном машиностроении. Крупными центрами транспортного машиностроения (паровозов, вагонов и пароходов) стали Сормово (близ Нижнего Новгорода), Луганск и Коломна; центрами сельскохозяйственного машиностроения — Харьков, Одесса, Бердянск, Александровск, Елисаветград.

В пореформенной промышленности особенно быстро возрастали те ее отрасли, которые производили средства производства. Иначе говоря, рост тяжелой промышленности (группа «А») обгонял рост легкой промышленности (группа «Б»), что было характерно для капиталистической промышленности всех стран. Развитие промышленности сопровождалось процессом дальнейшей ее концентрации, выражавшейся в увеличении числа рабочих и размеров производства в расчете на одно предприятие, а также в дальнейшем укрупнении предприятий. С 1866 по 1890 гг. количество промышленных предприятий в России со 100 и более рабочими возросло в полтора раза, в то же время число рабочих в них — в два раза, а общая сумма производства — в три раза. При этом темпы концентрации рабочей силы были выше в наиболее крупных предприятиях: численность крупнейших предприятий (насчитывавших каждое свыше 1000 рабочих) за 1866—1890 гг. удвоилась, количество рабочих в них утроилось, а сумма производства возросла в 5 раз.

Россия отличалась наиболее высоким уровнем концентрации рабочих на крупных предприятиях. В 1890 г. 70% фабрично — заводских и горных рабочих сосредоточивались на предприятиях, имевших 100 и более рабочих, и почти половина рабочих была сосредоточена на предприятиях, имевших свыше 500 рабочих каждое. В то же время в такой индустриально развитой стране, как США, на предприятиях с 500 рабочими и выше сосредоточивалось 33% рабочих.

1880-е гг. XIX в. – возникновение в России первых монополистических объединений

Монополия – союз или объединение капиталистов, сосредоточивших в своих руках производство  или сбыт тех или иных товаров в целях устранения конкурентов и извлечения максимальной прибыли

Первые монополистические объединения в России приняли форму синдикатов

(Синдикат – форма монополистического объединения, где распределение заказов, закупок сырья и реализация произведенной продукции осуществляется через единую сбытовую контору. Здесь сохраняется производственная, но утрачивается коммерческая самостоятельность отдельных предприятий)

1902 г. – «Продамета», «Трубопродажа»

1904 г. – «Гвоздь», «Продуголь», «Продвагон»

1906 г. – «Кровля»

1907 г. – «Медь», «Продаруд», «Треугольник»

В 1900 – 1905 гг. в России существовало более 30 разрешённых правительством синдикатов и большое количество тайных, официально не зарегистрированных.

 Важным социальным фактором развития капиталистической промышленности являлось формирование пролетариата и промышленной буржуазии. Стали создаваться постоянные кадры рабочих, проживавших со своими семьями в крупных промышленных центрах. Ядро пролетариата составили рабочие крупных промышленных предприятий и железнодорожного транспорта. Численность их за 1865–1890 гг. возросла с 706 тыс. до 1432 тыс. человек. Всего же лиц наемного труда к концу 90-х годов в России насчитывалось около 10 млн.

Основным источником формирования наемных рабочих являлось крестьянство. Уходящие на заработки крестьяне затем поселялись в городах на постоянное жительство и являлись основным источником роста городского населения.

Формирование промышленной буржуазии началось еще в крепостную эпоху. Социальной базой этого процесса являлись купечество, мещанство, преимущественно зажиточное крестьянство. Создавались новые династии российских фабрикантов: Гучковы, Коноваловы, Морозовы, Прохоровы, Рябушинские, предки которых были крепостными крестьянами.

В развитии российской пореформенной промышленности значительную роль играл иностранный капитал, вложения которого особенно возросли к концу XIX в.

С 80-х годов иностранный капитал начинает вторгаться в сферу российской промышленности, в основном в горнодобывающие и химическую отрасли, в машиностроение. Преобладал капитал Франции, Англии, Германии и Бельгии (в общей сложности он составлял 96% иностранных вложений капитала в российскую промышленность). Французские и бельгийские капиталисты особый интерес проявляли к металлургии и металлообработке, машиностроению, банковскому делу. Английских капиталистов привлекали угольная промышленность и металлургия Юга России. Германский капитал вкладывался преимущественно в машиностроение, городское хозяйство, электротехническую и химическую промышленность.

В России иностранный капитал привлекали выгодный рынок сбыта и дешевая рабочая сила, что обеспечивало ему высокие прибыли. Сравнительно высокие таможенные пошлины, установленные на ввоз иностранных товаров, также способствовали притоку в Россию иностранного капитала и учреждению в ней иностранцами крупных промышленных предприятий. Известны такие иностранные предприниматели в России, как англичанин Юз, основавший свое дело в угледобыче и металлургии Юга России, шведы Нобели — в нефтедобыче Бакинского района, англичанин Бромлей и француз Гужон, имевшие крупные металлообрабатывающие заводы в Москве, германская фирма Зингер со своими филиалами в России по производству и продаже швейных машин, шведская фирма Эриксон, занявшая монопольное положение в развитии телефонной сети. Иностранный капитал способствовал индустриализации страны и несомненно играл прогрессивную роль.

 Большая часть промышленного потенциала страны была сосредоточена в пяти регионах: в центральной и северо-западной части России, на Урале, в Донбассе и Баку. На остальных территориях преобладало аграрно-кустарное производство.

 

Новые тенденции в развитии сельского хозяйства.

Ведущей отраслью экономики продолжало оставаться сельское хозяйство, в котором преобладал экстенсивный путь развития. Отмена крепостного права дала импульс для становления капиталистических отношений в деревне и привела к росту товарности в аграрном секторе. Значительно возрос – на 44 % – за 10 лет (к 1870 г.) экспорт хлеба за границу. Но сохранились и феодальные пережитки, тормозившие развитие российской деревни.

В аграрной эволюции пореформенной России сосуществовали два пути развития:

– первый – сохранение крупных помещичьих хозяйств и медленное их втягивание в рыночные отношения (прусский путь развития). Этот путь получил наибольшее распространение в губерниях Центральной России;

– второй – вовлечение крестьян и части помещичьих хозяйств в фермерство и предпринимательство (американский путь развития). Этот путь преобладал в Сибири, степных районах Заволжья, на Кавказе и Севере России.

 Статистические данные за сорокалетие после отмены крепостного права показывают заметный рост сельскохозяйственного производства в России. С середины 60-х до конца 90-х годов XIX в. посевы хлебов и картофеля возросли в 1,5 раза, а чистые сборы (за вычетом на семена) — более чем в 2 раза. Особенно значителен был рост посевов и сборов картофеля: его посевы возросли в 3,5 раза, а чистые сборы в 5 раз.

Однако в расчете на одну душу населения прирост был столь значителен. Если в начале 60-х годов на 1 душу приходилось 2,21 четверти (примерно 20 пудов) чистого сбора хлебов, то концу 90-х — 2,81 четверти (26 пудов), т. е. на 27% больше. Лишь чистые сборы картофеля возросли в расчете на одну душу в 3 раза (с 0,27 до 0,87 четверти). Среди зерновых удельный вес ржи составлял 44%, пшеницы — 14,2%, овса — 23,1%, ячменя — 6,9%, гречиха — 5,1% и прочих яровых — 6,7%.

Важнейшими факторами, обусловливавшими рост торгов земледелия, были:

1) рост внутреннего и внешнего рынка;

2) увеличение численности неземледельческого населения страны в связи ростом городов, промышленности, транспорта и торговли;

3) интенсивное строительство железных дорог, связавших земледельческие регионы с промышленными центрами, морскими и речными портами.

В свою очередь углубление специализации сельскохозяйственных районов оказывало воздействие на дальнейшее развитие капиталистического рынка: оно усиливало обмен между регионами, предъявляя спрос и на предметы сельскохозяйственного производства, ибо специализация на каком-либо одном товарном продукте вызывала спрос на другие виды сельскохозяйственной продукции.

В пореформенной России определились следующие специализированные регионы торгового земледелия:

  • центрально-черноземные, Поволжье и Заволжье превратились в основные центры торгового зернового хозяйства;
  • северные и центрально-промышленные губернии стали районами торгового льноводства и мясо-молочного хозяйства;
  • для прибалтийских и западных губерний России характерно было высокоразвитое животноводство.
  • Районы торгового зерноводства, свекловодства, табаководства, виноградарства возникли на Украине, в Бессарабии, в Новороссии, в Степном Предкавказье; вокруг крупных городов и промышленных центров сложилось промышленное огородничество.

На юге России возникли крупные капиталистические экономии, каждая из которых насчитывала тысячи и десятки тысяч десятин посевной площади. В этих хозяйствах широко применялся наемный труд и различная сельскохозяйственная техника — сеялки, жнейки, сенокосилки, паровые молотилки.

С 70-х по 90-е годы XIX в. годовое производство железных плугов в России возросло с 14,5 тыс. до 75,5 тыс. штук, жнеек — с 780 до 27 тыс. В 1875 г. в сельском хозяйстве России применялось 1,3 тыс. локомобилей; к 1901 г. их число возросло до 12 тыс., при этом более 10 тыс. приходилось на юг страны. Количество наемных рабочих, уходивших на сезонные сельскохозяйственные работы, возросло с 60-х по 90-е годы XIX в. с 700 тыс. до 3,6 млн. человек. Онц направлялись, главным образом, в южные и восточные губернии Европейской России, а также в Прибалтику. Основными районами выхода сельскохозяйственных рабочих являлись центрально-черноземные губернии и Украина, где наиболее острыми были малоземелье и аграрное перенаселение.

Особенностями развития капитализма в пореформенный период были:

1. Более высокий уровень концентрации промышленного производства, чем в развитых капиталистических странах.

2. Преобладающая роль государства в экономической жизни страны.

3. Сильная зависимость от иностранного капитала.

4. Развитие капитализма «вширь», распространение его на слабо освоенные окраины.

5. Развитие капитализма при сохранении в значительной степени докапиталистического и даже патриархально-натурального укладов в экономике страны.

 Россия к началу XX в. по общему объему промышленного производства занимала 5–6-е место в мире, почти сравнявшись с Францией и даже опередив ее по некоторым показателям тяжелой промышленности. В 1893 г. в России начался промышленный подъем, продолжавшийся до 1900 г. Наблюдался рост промышленности, добыча нефти и угля возросла в 2,5 раза. По выплавке чугуна Россия заняла третье место в мире, по добыче нефти — первое. Интенсивно шло железнодорожное строительство. Сеть железных дорог возросла почти вдвое — с 31 тыс. до 58 тыс. км.

Среднегодовые сборы хлебов в 90-е годы выросли в среднем в 1,7 раза. Российский хлебный экспорт вырос в 5 раз. Численность промышленного пролетариата увеличилась с 1,5 млн. до 4,2 млн. человек.

По данным Всероссийской переписи 1897 г., население страны составляло 125 640 тыс. человек (без Финляндии, в которой в то время насчитывалось 2556 тыс. жителей). При этом на Европейскую Россию приходилось 102,9 млн. и на Азиатскую Россию — 22,7 млн. жителей.

По сословному положению население России распределялось таким образом: 99,8 млн. (71%) составляли крестьяне, 13,4 млн. (10,7%) — мещане, 1,7 млн. (1,5%) — потомственные и личные дворяне, 624 тыс. (0,5%) — купцы и почетные граждане, 589 тыс. (около 0,5%) — духовенство, около 1 млн. (0,8%) — «прочие» («инородцы», деклассированные элементы, не указавшие своей сословной принадлежности). По своим занятиям население распределялось на сельскохозяйственное — 97 млн. (77,2%), торгово-промышленное — 21,7 млн. (17,3%) и «непроизводительное» — 6,9 млн, (5,5%).

Сосл_структура

Сосл_структура_2

Крестьянство (90 млн. человек) — являлось главным податным сословием, подвергалось телесным наказанием.

Расслоение крестьянства:

  • Богатые (кулаки) — 2-3 %
  • Зажиточные (середняки) — 15 %
  • Бедняки — 80%

Запись опубликована в рубрике Россия в XIX веке (1801–1890 гг.). Добавьте в закладки постоянную ссылку.