Древнерусское государство (IX–пер. пол.XIIвв.)
Вопросы:
- Возникновение государства у восточных славян
- Периодизация истории Древнерусского государства
- Древнерусские князья и их политика
- Принятие христианства
- «Русская Правда»
- Международные связи Древней Руси
- Культура Древней Руси
Возникновение государственности у восточных славян.
Образование государства у восточных славян явилось длительным процессом, вызванным сложным комплексом внутренних и внешних причин:
1. развитие производства, социальная дифференциация привели к необходимости специальных органов власти для урегулирования отношений между различными группами населения
2. усложнение общественно-политической организации: союзы племен, усиление княжеской власти, особой воинской организации (дружины)
3. внешний фактор: войны, особенно опасность от кочевников
Конкретную дату образования государства определить очень сложно, так как это очень длительный процесс
Государство — это организация жизни общества с помощью публичной власти, руководящей основными сферами его общественной жизни и опирающейся на силу. Государство объединяет население на определённой территории, защищаемой армией, и управляет им с помощью чиновников, законов и налогов, единых для всей страны
- Князь – вождь племени, позже – правитель государства (возможна этимология: от болгарского кнез – старейшина, от финского – kuningas — король, от хазарского – kagan — высший титул суверена в средневековой кочевой иерархии
- Дружина – отряд воинов, объединившихся вокруг князя
- Вече – народное собрание.
Князья и дружина. Вечевые порядки.
Князь в Древнерусском государстве Киевской Руси не был в полном смысле слова правитель «земли русской». Государственное устройство держалось на договоре («ряде») земель отдельных союзов племён и княжеской власти, которые предусматривал взаимные обязательства
Условно в истории Древнерусского государства можно выделить следующие этапы:
Древнерусские князья и их политика
Видео:
Видео: Игорь Старый
Игорь Рюрикович.
Изображение в Грановитой палате, 1881—1882 гг.
Видео: Ольга Равноапостольная
«Княгиня Ольга» М. І. Бруні
Видео: Святослав Завоеватель
https://warriors.fandom.com/ru/wiki/
972 р. Святослав был убитый печенегами хана Кури на о. Мала Хортица. С черепа Святослава хан Куря приказал изготовить чашу, на которой сделал надпись «Чужих желая, свою погубил»
Дополнительный материал:
Видео:
- Походы Владимира.
- Князь Владимир Креститель
http://www.uarp.org/ru/news/1438162250
Видео: Ярослав Мудрый
https://my-kiev.com/city/10-kievskih-politicheskih-deyatelej
Дополнительный материал:
Видео: Великий Князь Владимир Мономах.
Видео: Мстислав Великий
https://infourok.ru/prezentaciya-po-teme-vladimir-monomah-i-mstislav-velikiy-poslednie-knyazya-edinoy-rusi-
Дополнительный материал:
Родословная русских князей IX – XII ст. (указаны даты великого княжения)
Принятие христианства.
Христианство — (от греч. Χριστός — «помазанник», «мессия») — авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Христиане верят, что Иисус из Назарета есть Мессия, Сын Божий и Спаситель человечества. Христиане не сомневаются в историчности Иисуса Христа.
Видео: Принятие христианства
980 — 987 гг. 988 г.
В 980 году князь Владимир и его воевода и тесть Добрыня не рискнули отвергнуть Перуна, принимая во внимание укоренившиеся традиции. Временно было введено шестибожие:
Роль Перуна была снижена до обычного бога, а шестибожие в целом олицетворяло федеральное устройство державы, поскольку боги были небесными покровителями определенных земель. Ни один другой бог не мог быть назван главным, поскольку пришлось бы переносить столицу государства в то место, где «обосновался» этот бог.
Пантеон Владимира
Христианство распространялось медленно, на окраинах Руси утвердилось в XIII – XIV годах. Оно завоёвывало позиции и используя культ старых языческих богов посредством культа святых
- Св. Влас – Велес,
- Илья Мечник – покровитель воинов,
- Св. Георгий Победоносец – Перун ….
Долго на Руси существовало своеобразное «двоеверие». Массы горожан и крестьян искренне считали себя христианами, но их взгляды на мир оставались полуязыческими.
- 988 г. – Введение школьного обучения в Древнерусском государстве.
- 989 – 996 гг. — строительство Десятинной церкви Пресвятой Богородицы в Киеве (первая каменная церковь на Руси).
В 1037 г. была основана Киевская митрополия.
http://krestobogorodsky.ru/mitropolit-kievskij-i-vseya-rusi-ilarion/
В 1051 р. главою русской церкви впервые становится русич Илларион. (автор произведения «Слово про закон и благодать»)
Категории населения в Древнерусском государстве
монахи, которые не овладели грамотой
1 Источники холопства: поступление на службу без ряда (договора), женитьба на холопке
2 Существует мнение, что смерды – это полусвободные люди, выполняющие повинности в пользу князя и платившие ему дань. Смерды – все крестьяне, платившие государственную подать (дань)
«Русская Правда»» — свод законов Древнерусского государства
Видео: «Русская Правда»
Под названием «Русская Правда» скрывается целый комплекс документов XI – XII вв., которые включали в себя кодификацию норм обычного права («Закон русский»), новые нормы, необходимые для классового общества. «Русская правда» – это основной источник наших сведений о социальных отношениях в Киевской Руси.
Вира – денежный штраф (При Ярославе закон ещё допускал кровную месть. При Ярославичах кровная месть заменялась уплатой виры). Так за убийство старшего дружинника, княжеского дворецкого («огнищанина»), подъездного (сборщика налогов) платился штраф в 80 гривен; за убийство свободных людей (мужей, смердов) – 40 гривен; жизнь зависимых крестьян (закупов, рядовичей) и рабов (холопов) оценивалась в 5 гривен
Иван Билибин. Суд во времена Русской Правды
Международные связи Древней Руси.
Влияние Византии и народов Степи.
Видео: Международные отношения Древней Руси
Русь и Варяги
Видео : Путь из варяг в греки
Варяги, пытаясь закрепиться и захватить в свои руки торговые пути с Востоком («путь из варяг в греки»), основали в низовьях реки Волхов крепость Ладогу.
«Путь из варяг в греки» — водный (морской и речной) путь из Балтийского моря через Восточную Европу в Византию. Один из водных путей экспансии варягов из района проживания (побережье Балтийского моря) на юг — в Юго-Восточную Европу и Малую Азию в начале X века — середине XIII века. Этим же путём пользовались русские купцы для торговли с Константинополем и со Скандинавией.
Существует рассказ в «Повести временных лет» о призвании в 862 г. северными славянами по инициативе Гостомысла варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора. Это событие получило название «призвание варягов«.
«В год 6367 (859). Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей… В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси…Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске….»
О правлении Рюрика в Новгороде известно очень мало. Есть данные, что был он князем суровым, подавил в Новгороде восстание некого Вадима. После смерти Рюрика в 879 году власть перешла к воеводе Олегу (сын Рюрика Игорь был малолетним). В 882 г. Олег захватил Киев, были убиты Аскольд и Дир. (Летопись «Повесть временных лет» сообщает, что Аскольд и Дир были варягами, воеводами Рюрика. Но современные ученые, опираясь на византийские источники склонны считать Аскольда потомком местных киевских князей. При правлении Олега произошло создание единого государства Киевской Руси.
Русь и Византия
Особое место в международных отношениях Древнерусского государства занимает Византия
Воспользовавшись тем, что главные силы Византии были заняты борьбой с арабами, в 860 году киевские князья Аскольд и Дир внезапно осадили столицу Византийской империи Константинополь (на Руси его называли Царьградом). Византийцы отразили приступ, но освобождение столицы от осады у них не было. Борьба окончилась подписанием мира между Русью и Византией (Аскольд первым из русских князей лично принял христианство)
В 907 году князь Олег совершает успешный морской поход на Константинополь. После него был заключён письменный договор (911 г.) между Византией и Русью, выгодный для последней.
В 941 году князем Игорем был предпринят ещё один поход на Царьград. Руси опустошили приморские провинции Византии, но поход закончилсч неудачей – ладьи русов были сожжены «греческим огнём». Новый поход 944 года был предотвращён дарами императора. В итоге был возобновлён договор с Византией, менее выгодный для Руси, но признававший её суверенным государством.
955-957 годах княгиня Ольга совершила дипломатический мирный визит в Византию, была принята императором Константином Багрянородным. В период визита княгиня приняла христианство.
В 968 году князь Святослав начал поход на Дунай. Полагают, что целью его похода было создание русско-болгарского государства. Восточная Болгария была завоёвана, что привело к началу военных действий Византии против Руси. В 971 году Святослав терпит поражение от Византии (во главе её стоял император Иоанн Цимисхий – блестящий полководец), подписывает мирное соглашение и отказывается от Дунайской Болгарии и Крыма.
Последнее военное столкновение с Византией отмечено в период княжения Ярослава Мудрого. В 1043 году произошла в Византии ссора между греческими купцами и русскими, один русич был убит. Ярослав отправил войско во главе со старшим сыном Владимиром. Разбив флотилию греков, Владимир вернулся в Киев. Часть же воинов, передвигавшихся сушей, попала в плен. Мирный договор был подписан через три года после этого инцидента; скреплён он был браком сына Ярослава – Всеволода – и греческой царевны.
Русь и Степь
Ещё одним важным направлением внешней политики киевских князей была
« Степная политика» — защита рубежей Руси от кочевников.
После разгрома Хазарского каганата князем Святославом (965 г.), орды кочевников вплотную подошли к границам Киевской Руси.
Серьёзным противником стали печенеги. Первые упоминания о них летописи относят к годам правления князя Игоря (912 – 945 гг.) В 915 году первая мирная встреча русичей и печенегов. С 920 года начинаются военные столкновения. В 972 году, возвращаясь в Киев после неудачного похода на Византию, на о. Малая Хортица малая дружина князя Святослава была атакована печенегами. В бою погибает князь Святослав. Хан печенегом Куря приказал из черепа Святослава сделать чашу, на которой приказал написать «Чужих желая, свою погубил».
В 90-е годы Х в. приходится новый натиск печенегов. Именно тогда князь Владимир I возвел укрепления на юге страны по рекам Десна, Остр, Трубеж, Сула, Стугна
Под 1036 г. Летописи помещают последнее сообщение о набеге печенегов на Киев. Ярослав (находившийся в Новгороде) пришел с сильным войском, была «сеча злая». По легенде – на месте, где Ярослав разгромил печенегов, был построен Софийский собор. После битвы нападения печенегов на Русь прекращаются. К югу от Киева начали оседать тюрки-кочевники (торки, берендеи, печенеги), признавшие себя подданными киевского князя. «Черные клобуки» (так их называли на Руси) поселились на р. Рось (Поросье) и стали своего рода «сторожей» на юге.
Но с 1052 года Руси угрожают новые тюркские кочевые племена – половцы. С 1061 начинаются набеги половцев на русские земли. С 1061 по 1210 гг. Русь вынесла 46 больших набегов половцев. 34 раза половцы участвовали в междоусобных войнах русских князей. Ежегодно разорялись 1/15 русских земель. (В 1068 году разгром русских дружин Ярославичей на р. Альта, В 1093 (1095 гг). нашествие хана Тугоркана на Русь)
В борьбе с половцами Киев уже не играл ведущей роли. Она переходит к князю Переяслава Южного – Владимиру Мономаху:
В 1103 г. Разгром половцев Владимиром Мономахом и Святославом на р. Сутинь
В 1107, 1109 — 1111 гг. «Донские походы» — князей — (Святополк, Владимир Мономах,) «половцы побеждены в глубине степей своих»
В начале XIII в. силы половцев иссякают. Но к рубежам Руси приблизятся новые враги.
Русь и Европа
839 гг. — первое упоминание о русичах появляется в франкский хронике «Бертинские анналы»
Во времена Киевской Руси устанавливаются торговые, культурные, дипломатические связи со странами Европы – Германией, Польшей, Францией, Чехией, Венгрией, Англией и др.
959 г. княгиня Ольга отправила посольство в Священную Римскую империю к императору Оттону І Великому и установила с ним дипломатические отношения.
961 г. княгиня Ольга приняла миссию немецкого епископа Адельберта. Цель миссии – создать условия для распространения латинского (римского) христианства в Киевской Руси. Миссия успеха не имела.
Заключались браки между представителями киевского княжеского дома и европейскими династиями, что отражало рост политического могущества и международного авторитета Руси:
- Дочь Ярослава Мудрого Анна Ярославна была за мужем за французским королем Генрихом І Капетом (1051 г.)
- Анастасия была за мужем за венгерским королем Андреем І
- Елизавета была за мужем за норвежским королем Гарольдом Смелым
- Всеволод был женат на дочке византийского императора Константина
- Изяслав был женат на сестре польского короля Казимира
- Святослав был женат на внучке немецкого короля Генриха ІІ)
- Владимир, Игорь и Вячеслав были женаты на немецких принцессах
При дворе Ярослава Мудрого жили сыновья английского короля Эдмунда. Внук Ярослава Мудрого, Владимир Мономах, был женат на дочери последнего англосаксонского короля Гарольда – Гите.
Походы против Польши и присоединение Червенских земель (современная территория Западной Украины): князь Владимир в 981-984 гг.; князь Ярослав в 1030-1031 гг.
У 1038-1041 рр. поход Ярослава Мудрого в прибалтийские землі. Основание города Юрьева Северного. Современный город Тарту в Эстонии (город Юрьев Южный (современный город Белая Церковь на Киевщине)расположен на р. Рось, основанный в 1032 году)
Культура Древней Руси. Христианская культура и языческие традиции
Видео: Культура Древней Руси
Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей общества, их производство, хранение и передачу.
Культура Киевской Руси формировалась под влиянием
- местных языческих традиций
- византийского христианства.
Населения Киевского государства еще в дохристианские времена создало богатую, самобытную культуру. Определенное влияние на ее развитие оказали также связи восточных славян с соседними народами.
Новый этап в развитии всех отраслей культуры начинается с утверждения христианства как державной религии. Новая религия связала Русь с достижениями европейской и мировой культуры, принесла с собой новое мировоззрение и новую мораль, потому что в центре христианства — человек, его личность.
Общая характеристика:
- Влияние византийской культуры
- Взаимодействие с западноевропейской и азиатской культурами
- Влияние христианства на культуру государства
- Сохранение языческих традиций
Образование
Письменность формировалась на основе славянской азбуки Кирилла и Мефодия (кириллица 862 г.) На Руси распространяется после введения христианства (988 г.).
В 10 — 12 вв. сформировалась древнерусская система образования.
- Первые школы открывались при Владимире Великом (988/989г.) для детей князей и бояр
- При Ярославе Мудром школьное образование значительно расширилась. «Для старост и поповских детей» в 1030 г. открылась школа в Новгороде
- В 1086 Анна Всеволодовна открыла первую школу для девочек.
- В 1037 Ярослав Мудрый организовал в Киеве (Софийский собор) первую библиотеку. (960 рукописей)
Берестяная грамота
Впервые берестяные грамоты найдено летом 1951 года во время археологических раскопок в Новгороде. Отсюда происходит подавляющее большинство их (на 2005 г. — около 1000). Берестяные грамоты обнаружено впоследствии в Старой Руси (на 2001г. — 23), Пскове, Твери, Смоленске (на 2001 вместе — до 20), Торжке, Москве (1)
На территории современной Украины достопримечательности берестяной письменности (три фрагмента берестяных грамот и одну целую грамоту) найдено 1988 во время археологических раскопок в пригороде древнего города Звенигорода (теперь село Звенигород Львовская область) — в культурном слое, который датируется 1110-1137 годами. Еще одну берестяную грамоту нашли 2008 при раскопках Буского летописного городища. Впервые за время археологических раскопок в Киеве было найдена берестяная грамота в ноябре 2010 г. при исследовании культурного слоя XI-XII вв. на Подоле (ул. Хорива)
Научные знания
- Х в. — Деятельность в Киеве первого профессионального врача Ивана Скляра
- Конец XI – начало 12 в. — Жизнь врача Печерского монастыря Агапита
- XII в. — Медицинский трактат внучки Мономаха Евпраксии — «Мази»
- 1136 — Кирик Новгородец написал трактат «Учение о числах»
Архитектура (Зодчество)
700 церквей на Руси (Русская летопись)
- Деревянное
- Каменное (влияние Византии):
- Десятинная церковь в Киеве (989 – 998 гг.)
- Спаса-Преображенский собор в Чернигове (1031 – 1936 гг)
- Храмы Святой Софии в Киеве (1037–1041 гг.), Новгороде (1045–1059 гг.), Полоцке (1060 р.)
- Успенский собор Киево-Печерского монастыря (1073-1078 гг.)
- Золотые ворота в Киеве (строительство 1019-1024 гг., упоминается в1037 г.), во Владимире (1158-1164 гг.)
- Михайловский золотоверхий собор (1108-1113 гг.)
Древняя Русь переняла византийский тип крестовокупольного храма, план которого строится по принципу центральной симметрии в форме греческого креста с большим куполом в центре.
В 1115 году , в период княжения Владимира Мономаха, был построен первый мост через р. Днепр
Живопись
Фрески, мозаика, иконопись, книжная миниатюра. Чеканка серебра.
Известными отечественными художниками были монахи Киево-Печерского монастыря Григорий и Алипий — основатель русской иконописной школы (умер в 1114)
Мозаика – подкупольное изображение Христа Пантократора, Богоматери, апостолов в Софийском соборе в Киеве
Иконопись – икона Владимирской Божией Матери, новгородская школа – «Успение», «Ярославская Оранта» — икона Богородицы и происходящая из Спасо-Преображенского собора г. Ярославля (ок.1224 г), 1161 — Крест Евфросинии Полоцкой Киевский мастер Лазарь Богша, 12 в. — Икона Покрова Богородицы — Галицкая старейшая икона, Конец 13 — нач. 14 в. — Создание иконы «Волынская Богоматерь» (Покровская церковь в Луцке)
Фреска – изображение семьи Ярослава Мудрого, изображения скоморохов в Софийском соборе в Киеве, охотничьи сцены …
Фреска — картина, написанная водяными красками по свежей, сырой штукатурке.
Мозаика — произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.
Икона – у верующих: предмет поклонения — изображение бога, святого или святых в виде портрета в красках,
Былины — героико-патриотические песни-сказания, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь Древней Руси IX—XIII веков
Литература
«Слово про закон и благодать» митрополита Иллариона (сер. XI ст.), «Поучения детям» Владимира Мономаха (1117 г.)
Устное народное творчество: былинные циклы об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче
Жития святых: «Житие Бориса и Глеба», «Житие Феодосия Печерского», «Печерский Патерик» — сборник про житие святых угодников
Богослужебные книги: «Остромирово Евангелие» (1056-1057 гг.) содержит евангельские чтения для воскресных дней и праздников, «Реймсское Евангелие» — книга, привезенная Анной Ярославной во Францию в 1051 г. На ней французские короли присягали, вступая на престол. «Изборники» 1073 и 1076 годов — вторая по древности (после «Остромирова евангелия») древнерусская рукописная книга. Изборники были составлены для великого князя Святослава Ярославовича . (В Киево-Печерском монастыре монах Никон перевел с греческого)
Исторические повести: «Слово о полку Игореве» (1185-1187 гг.), «Слово Даниила Заточника» (1197 г.)
Летописание: «Повесть временных лет» (1113 г.) Автор — монах Киево-Печерского монастыря Нестор
Историки выделяют следующие особенности социально-экономического и политического развития Древнерусского государства Киевской Руси:
1. Процессы социально-классовой дифференциации шли медленнее, чем в Западной Европе той эпохи. Частная частная собственность на землю (вотчина) не играла ведущей роли в экономике Руси; основана она была на труде рабов (челяди, холопов) и полусвободных (рядовичей, закупов)
2. Основной единицей хозяйственного и общественного устройства оставалась свободная земледельческая община — коллективный собственник, организующий все виды деятельности человека: трудовую, обрядную, культовую. Внутри общины действовали принципы прямой демократии: коллективное принятие решений, выборность старейшин.
3. Князь в Киевской Руси не был государем в полном смысле слова. Государственное устройство держалось на договоре («ряде») земель отдельных союзов племён и княжеской власти, который предусматривал взаимные обязательства.
4. Господствовал идеал «народоправства» («вечеправства»). Народное собрание решало основные вопросы юизни города, волости: вопросы войны и мира, денежных оброков и т. д.
5. Древнюю Русь скандинавы (варяги) называли «гардарика» («страна городов»). Но города Руси — не только центры ремесла и торговли. Это своеобразные города-государства (центры, к которым тяготели округа)
6. Рядовое население Руси было вооружено, организовано по десятичной системе (десятки, сотни, тысячи). Это народное ополчение было решающей силой в войнах, походах; подчинялось оно не князю, а вечу. Подобная традиция сложилась под влиянием постоянной внешней опасности, прежде всего — со стороны Степи.
В сентябре 1862 года в Новгороде состоялось торжественное открытие памятника «Тысячелетие России», в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь
(Авторами проекта памятника являются скульпторы Михаил Микешин, Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман)